Левый сруб
Русская изба Путешествие в прошлое
Обратная связь
Добро пожаловать

Развитие деревянной архитектуры

Ансамбли северных деревянных построек оставляют у зрителей незабываемые впечатление. Их величественность и монументальность способны подарить торжественное настроение при помощи фантастики своих форм. Чаще всего мы можем наблюдать напевающие спокойствие, интимные своей простотой форм сооружения, которые поражают своим единением с окружающей средой. Некоторые упоминания в летописях былин дают небольшое представление о деревянных дворцах древности. Деревянные хоромы отличались высотой, покрытие теремов часто крылось золотом. Перед домом строились сени. Такие постройки, без всякого сомнения, имели живописный характер и были украшены как снаружи, так и изнутри.

В 17 веке одним из наиболее примечательных образцов деревянного домостроительства являлся загородный дворец в селе Коломенском, принадлежавший царю Алексею Михайловичу. В середине 18 века этот века этот дворец разобрали в связи с ветхостью. Однако сохранившиеся рисунки свидетельствуют о том, что дворец этот имел разнообразие форм, башенки, клети и несколько крылец. Так что можно с уверенностью утверждать, что Коломенский дворец – удачный опыт в освоении традиционного деревянного творчества в архитектуре дворцов. На протяжении русского средневековье размах деревянного домостроительства был действительно огромном. К сожалению, до нашего времени не дошли многие памятники деревянного зодчества. Одни из них были уничтожены по людской небрежности из-за непонимания ими ценности данных строений, другие же отжили свой предельный возраст (консервировать древесину в своём изначальном состоянии специалисты научились сравнительно недавно и технологии ещё далеки от совершенства). А третьи постройки сгорели в огне от многих пожаров, упоминания о которых можно встретить в летописных страницах.

Даже если каменное здание разрушено до основания, после него остаётся фундамент или хотя бы ров, который позволяет в большинстве случаев представить, какой постройка являлась до разрушения и определить вид кладки. Если говорить о деревянном домостроении, то таких элементов после разрушения не остаётся, поэтому в изучении традиционного домостроения можно наткнуться на почти непреодолимые трудности.

Очень известными являются типы храмов из дерева, которые ещё в прошлом веке можно было найти в огромных количествах. Но и таких зданий на сегодняшний день практически не найти. Однако мы можем судить по некоторым фотографиям конца прошлого и начала нашего столетия, о некоторых особенностях былой архитектуры.

В летописях можно встретить огромное число документов прошлого и писцовых книг. Сколько же из них исчезло бесследно? Можно с уверенностью сказать, что до нашего времени не дожила ни одна крепость из дерева.

Разумеется, что все люди, интересующиеся деревянной архитектурой, прежде всего, стремятся узнать как можно больше из тех источников, что сохранились. В 20-е годы прошлого столетия академик Грабарь писал о том, что изучение искусства традиционного домостроительства из дерева находится в зачаточном состоянии, так что нельзя даже думать о научных исследованиях, пока не накоплено соответствующее количество необходимого материала. Чтобы производить сложные исследования и решать спорные вопросы, нужно собрать данные об эволюции и происхождение определённых форм и систематизировать выбранное. Лучшие инструменты здесь карандаш, лист бумаги и фотоаппарат, для зарисовок и фотографий. С каждым годом знания исчезают, поэтому необходимо зафиксировать как можно больше информации, а уж потом задумываться об научных исследованиях.

Обсуждение закрыто.

МенюПопулярные публикации Рубрики
 
© Русская изба, 2006-2014     
Правый сруб