Левый сруб
Русская изба Путешествие в прошлое
Обратная связь
Добро пожаловать

Памятники древнерусского деревянного зодчества

К настоящему времени на территории нашей страны сохранились лишь незначительные примеры архитектуры деревянного зодчества древних времён. Да и на сегодняшний день реставраторы норовят исказить произведения былого искусства до неузнаваемости. Во времена СССР многие иноверцы и неверующие старательно потрудились над тем, чтобы в истории традиционной русской жизни осталось много язв и пустот. Коснулось это и архитектурного оформления. С началом девятнадцатого столетия все церкви и часовни, построенные ещё при древней Руси, были зачислены в «раскольничью» архитектуру.

К наиболее выдающимся из них вообще вешали ярлык топорной и некачественной работы, которая может нравиться лишь низшим слоям общества того времени.

Но низших ли? Давайте немного обратимся к терминологии. Русский язык диктует, что слово «низший», если говорить кратко, означает ограниченного лишь материальным бытием, приземлённого и мелочного человека. Слово же «высший» всегда означало духовную жизнь, сопричастность человека и Бога.

Таким образом, любой памятник деревянного зодчества, относящийся к древним временам, будь он роскошным храмом или совсем небольшим сооружением, является частью духовного наследия нашей страны. И современное изготовление забора из профнастила тоже когда-то будет историей.

Если подробней останавливаться на храмовой культуре, то архитектурный образ религиозного строения нёс в себе выражение идеалов земных, которые проповедовались всем прихожанам. Все эти материалы воспринимались как необходимые в жизни вещи, идущие от Бога.

Проблема сохранения исконной русской архитектуры и, в частности, деревянного зодчества, остро стоит перед современным человеком. Перед нами постоянно стоит вопрос «Как быть?». Можно привести в ответ слова профессора духовной академии Москвы, Дунаева М.М: «Вспомните, как обустраивал в стародавние времена свою жизнь русский народ. Ни о каких чертежах и схемах речи тогда не шло. Все дело было в принципе: как красота подскажет. То есть наши предки при строительстве в уме воображали, как всё создаваемое ими впишется в то, что было создано до них: не исказит ли оно природу, не нарушит ли своей архитектурой гармонию других строений. Всё должно было быть гармоничным». Следовательно, для развития традиционной культуры в современном обществе, для усовершенствования её элементов нужно, прежде всего, обращать внимание на духовную составляющую, как это и делали наши предки.

В архитектурных образах древнерусских храмов сочетались переломленные выражения земных идеалов. Даже архитектура могла быть своеобразным проповедником для прихожан.

Архитектурный образ храма являл собой преломленное выражение земных идеалов, которые он молча проповедовал прихожанам. И эти идеалы воспринимались как необходимое в жизни, от Бога идущее. И ныне на вновь поставленный перед Россией вопрос: «Как же быть?», — правомерно ответить словами М.М. Дунаева, профессора Московской духовной академии: «А как обустраивал русский народ свою жизнь в стародавние времена: не по схеме и не по чертежу, а по принципу — как мера и красота скажет. То есть, соображая, как все создаваемое впишется в созданное прежде: не исказит ли, не изуродует ли, украсит ли то, что есть?».

Обсуждение закрыто.

МенюПопулярные публикации Рубрики
 
© Русская изба, 2006-2014     
Правый сруб